Мы помогаем нашим клиентам строить и развивать свой бизнес,
привлекая сильных и талантливых руководителей высшего звена.

05/03/2013 Рейтинг «Лучший соцпакет среди работодателей Санкт-Петербурга в 2012 году» – итоги исследования Morgan Hunt

Международная хедхантинговая компания Morgan Hunt составила рейтинг лучших социальных пакетов работодателей Санкт-Петербурга, отправив анкеты сотрудникам HR-департаментов 300 компаний города.

Исследование проводилось в декабре 2012 – январе 2013 года с целью выявить тенденции и стратегии поведения работодателей в управлении социальным пакетом и определить топ-10 лучших компаний по качеству и разнообразию предоставляемых сотрудникам благ.

В исследовании участвовали компании, различные по специфике бизнеса, масштабу и происхождению: 43% из них - иностранные; 37% - российские и 20% - российские компании с участием иностранного капитала. Большую часть опрошенных – 59% - составили крупные организации, с численностью сотрудников более 1000 человек.

Рейтинг

Участники исследования оценивались по следующим критериям:

  • наполнение социального пакета для всех групп сотрудников,
  • доля абсолютно бесплатных для сотрудника компонентов соцпакета,
  • стоимость затрат на соцпакет от общих затрат на персонал,
  • частота пересмотра программ, уникальность предложений, 
  • наличие социальных льгот и гарантий, которые выгодно отличают работодателя от среднестатистического аналогичного предложения на отраслевом или локальном рынке труда.

Первое место в рейтинге «Лучший соцпакет среди работодателей Санкт-Петербурга 2012» заняла фабрика «Петро» (компания JTI), чей набор льгот отличает максимально широкий спектр вне зависимости от продолжительности работы сотрудников. Второе  место досталось Северо-Западному банку «Сбербанка России», а на третьем расположился петербургский завод Nissan.

«Компании, озвученные в рейтинге – это не только привлекательные работодатели, но еще и наиболее прозрачные организации региона, которые согласились раскрыть условия своего соцпакета», - отметила Юлия Крижевич, директор компании Morgan Hunt в Санкт-Петербурге

Таблица 1. Рейтинг «Лучший соцпакет среди работодателей Санкт-Петербурга в 2012 году»

Компания

Отрасль

Численность персонала

1. ООО «Петро»

Производство потребительских товаров

1000+сотрудников

2. Северо-Западный банк 
ОАО 
«Сбербанк России»

Банки

1000+сотрудников

3. ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС»

Автомобилестроение

1000+сотрудников

4. ОАО ʺПивоваренная компания ʺБалтикаʺ

Пищевая промышленность

1000+сотрудников

5. Хейнекен

Пищевая промышленность

1000+сотрудников

6. Бритиш Американ Тобакко

Производство потребительских товаров

1000+сотрудников

7. ОАО «Группа «Илим»

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозная промышленность

1000+сотрудников

8. Нокиан Тайерс Россия

Производство и продажа автомобильных шин

1000+сотрудников

9. ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы»

Транспорт

1000+сотрудников

10. ООО «Русский стандарт водка»

Пищевая промышленность

500-999 сотрудников


Многие петербургские компании, которые принимали участие в исследовании, также имеют привлекательные соцпакеты, но не по всем критериям получили самые высокие оценки. Для них Morgan Hunt учредила в рейтинге дополнительную номинацию «Достойные работодатели Санкт-Петербурга по качеству соцпакета». Перечень таких организаций прилагается в Таблицах 2 и 3 ниже. 

Исследование

Все работодатели, принявшие участие в исследовании и рейтинге, подтвердили наличие соцпакета. При этом 97 % участников сообщили, что соцпакет предоставляется всем сотрудникам компаний без исключения и лишь 3 % предоставляют его только отдельным группам сотрудников. 

Во многих компаниях наполнение и стоимость соцпакетов различаются  в зависимости от нахождения сотрудника на испытательном сроке (57% респондентов отметили данный факт), а также от продолжительности его стажа в компании – чем больше стаж, тем более привлекательный соцпакет (28 % респондентов выбрали этот ответ). Отсутствие различий по стоимости и содержанию соцпакета среди персонала отметил 41% работодателей.

«Сегодня компании региона серьезно подходят к вопросу предоставления соцпакета, предлагая возможность каждому сотруднику стать участником программы льгот и гарантий. Однако сохраняется разрыв между разными уровнями должностей. Это логично для компаний, которые нацелены на сохранение лояльности, удержание и мотивацию, в первую очередь, ключевых сотрудников и талантов. Постоянно общаясь с кандидатами, мы также видим, что они воспринимают соцпакет как нечто само собой разумеющееся. И в тоже время приветствуют более щедрые по содержанию программы льгот», - прокомментировала Юлия Крижевич.

Соцпакет, по мнению опрошенных, выполняет в компании следующие функции: мотивация персонала (отметили 80% участников), удержание персонала (80%), лояльность компании (87%) и привлечение новых сотрудников (73 %).

По результатам исследования, самый распространенный соцпакет топ-менеджера сегодня включает: медицинскую страховку (предлагают 100% опрошенных), услуги стоматологии (73%), служебный телефон (100%), оплату аренды жилья для иногородних и иностранцев (70 %), организацию отдыха и досуга/корпоративные мероприятия (походы в кино и театр, пикники, экскурсии, вечеринки и т.д.) (63 %), материальную помощь (поддержка в таких экстренных случаях, как смерть родственника, болезнь и т.д.) (63%), страхование жизни (63 %). Самыми нечастыми элементами стали: оплата дошкольных учреждений для детей (предлагают 7% компаний), медицинская страховка для непрямых родственников (10%), путевки на отдых (13 %).

Похожим набором благ пользуются директора департаментов и руководители отделов. В соцпакет сотрудников этих позиций, как правило, входит служебный телефон (93%), медицинская страховка (97%), стоматология (70%), оплата аренды жилья для иногородних и иностранцев (57 %), организация отдыха и досуга/корпоративные мероприятия (57 %), материальная помощь (53%).

Наиболее распространенный социальный пакет специалиста среднего звена включает медицинскую страховку (83 %), стоматологию (63%), служебный телефон (60%), материальную помощь (53%). По сравнению с другими категориями сотрудников у специалистов в соцпакете менее распространена оплата аренды жилья для иногородних и иностранцев (эти услуги работникам  предоставляют всего 17% опрошенных), организация отдыха и досуга/корпоративные мероприятия (43 %), однако развита скидка на продукцию и услуги работодателя (50%).

Эксперты попросили респондентов указать, чем их соцпакет выгодно отличается от среднего на рынке. Компании, вошедшие в рейтинг, отметили корпоративную пенсионную программу, возможность бронировать корпоративные коттеджи (в том числе за рубежом), премии по случаю свадьбы и рождения ребенка, разнообразные и гибкие программы страхования (корпоративная программа страхования от несчастных случаев и тяжелых заболеваний, страхование на период отпуска за границей), корпоративный детский оздоровительный лагерь, возможность стажировок за границей.

В 2012 году абсолютное большинство опрошенных работодателей – 73% - увеличили затраты на поддержание и наполнение соцпакета по сравнению с 2011 годом, у 27 % они остались на прежнем уровне, при этом ни один работодатель не сократил расходы на соцпакеты.

Наиболее распространенный уровень расходов на социальный пакет от общих затрат на персонал в компании - 5-6 % (30% опрошенных). Примерно 15% опрошенных компаний тратят на соцпакет 7-8 % и столько же (15 %) – более 10% от общих расходов на кадры. Меньшинство (11%) тратит на льготы и преференции 3-4%, 4% опрошенных выделяют на соцпакеты не более 1-2 %, и 7% респондентов признались, что расходуют на соцпакет менее 1 %.

Почти две трети опрошенных (67 % компаний) пересматривают социальные программы ежегодно, 26%  - реже одного раза в год и 7 % - чаще, чем один раз в год.

По итогам исследования можно сделать несколько общих выводов:

1. В борьбе за ключевых сотрудников и лучших кандидатов работодатели регулярно пересматривают и модифицируют имеющиеся соцпакеты, предпринимают попытки разнообразить их.

2. Сохраняется разрыв между категориями сотрудников по объему и наполнению предоставляемого соцпакета.

3. Большая часть опрошенных мониторит рынок и другие компании на наличие расхождений в соцпакетах. Однако все еще есть работодатели, которые не анализируют рынок в этом направлении.

4. Большинство компаний в прошлом году увеличили затраты на формирование соцпакета, что говорит о том, что они понимают всю важность данных льгот в  формировании и сохранении эффективного рабочего коллектива.

Таблица 2. Перечень компаний в категории «Достойные работодатели Санкт-Петербурга по качеству соцпакета» с количеством сотрудников более 1000:

Компания

Отрасль

Численность персонала

ООО «О’КЕЙ»

Торговля

1000+сотрудников

ОАО «Ижорские заводы»

Машиностроение

1000+сотрудников

ГК «АЛИДИ»

Торговля

1000+сотрудников

ООО «Кофе Хауз»

Торговля, кофейни

1000+сотрудников

Атрия Россия

Пищевая промышленность

1000+сотрудников

ОАО ʺФацерʺ

Пищевая промышленность

1000+сотрудников

ООО «ОМЗ-Спецсталь»

Тяжелая промышленность

1000+сотрудников

Теплоком

Машиностроение

1000+сотрудников

ЗАО «НГ-Энерго»

Электроэнергетика

1000+сотрудников

ООО «Призма»

Торговля

1000+сотрудников

 
Таблица 3. Перечень компаний в категории «Достойные работодатели Санкт-Петербурга по качеству соцпакета» с количеством сотрудников менее 1000:

Компания

Отрасль

Численность персонала

ООО «Фоксконн РУС»

Информационные технологии, производство потребительских товаров

100-499 сотрудников

Hoganas

Машиностроение, металлургия

500-999 сотрудников

ООО «Валио»

Пищевая промышленность

100-499 сотрудников

ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс (ОАО)

Инвестиции

5-100 сотрудников

Коллиерз Интернешнл

Инвестиции, строительство, консалтинг в сфере коммерческой недвижимости

1-50 сотрудников

ООО «Люмене»

Оптовые продажи косметической продукции

100-499 сотрудников

SRV

Строительство

100-499 сотрудников

Петер-Сервис

Информационные технологии

500-999 сотрудников